Аккредитация застройщика банком для ипотечного кредитования возводимых объектов и, в значительной степени, партнерство посредством совместных промоакций обуславливают существенную взаимную выгоду. Тем не менее, кредитная организация при согласовании условий нередко оказывается в привилегированном положении.
Речь о взаимодействии застройщиков и банков велась на заседании организованного РБК daily «круглого стола», проходившего на Тверской, 12 в ресторане «Шаляпин».
Представители строительных фирм отметили имевшее место в последние месяцы оживление рынка. По словам начальника управления инвестиционного проектирования и кредитования компании «Ленстройтрест» Максима Шлемена, не менее 30 – 40% продаж происходят в результате ипотечного кредитования семи партнерских банков. Начальник отдела ипотечных продаж «ЮИТ СПб» Наталья Зуева сообщила, что примерно половина сделок обеспечивается банками-партнерами, выдающими покупателям ипотечные кредиты. Несомненно, что аккредитация объектов застройщика кредитной организацией достаточно выгодна первым. В свою очередь, кредитня организация охватывает сегмент клиентуры, которую составляют желающие приобрести именно новые квартиры, из чего извлекает финансовую выгоду (ставки по кредитам на покупку первичной недвижимости до того, как произведена регистрация ипотеки, выше на 0,5 – 2,5 пункта, чем на рынке «вторички»).
Тем не менее, у флагманов рынка доля ипотечных кредитов в новостройках не превышает 20-30%, составляя 28% в ВТБ 24 и 24% в Сбербанке. Логично, что в большинстве случаев партнерские отношения выстраиваются на условиях кредитора, особенно в случае, когда кредитор является единственным или основным кредитором застройщика. Например, организация предоставляющая финансирование может ограничивать взаимодействие застройщика с конкурентами (крупных застройщиков - это не касается). По словам, Натальи Зуевой, застройщик выбирает кредитора исходя из параметров его предложения: величины начального взноса, процентной ставки, процедуры подтверждения дохода. Иначе говоря, выбираются организации, предлагающие наиболее доступный кредит, позволяющий охватить возможно большую аудиторию клиентуры. При этом комиссия за «поставку» клиентуры банком застройщику не выплачивается.
Банками аккредитовываются застройщики, которые применяют различные схемы продаж. Как поясняет начальник отдела ипотечного кредитования питерского филиала ВТБ 24 Татьяна Хоботова, если не менее 40% от запланированной этажности здания уже возведено, и застройщик работает в соответствии с 2140ФЗ, от клиента не требуется дополнительного обеспечения. Если застройщик лимитный, то не играет роли готовность объекта, будь он хоть на стадии котлована. Если речь идет о предварительном договоре купли-продажи, то необходима другая недвижимость в качестве залога, а при лимитном застройщике возможно предоставить в качестве обеспечения поручительство третьих лиц. «Лимитность» здесь означает установление лимита по объемам ипотеки для данного застройщика.
Вообще говоря, кредитные организации предлагают более привлекательные тарифы ипотечного кредитования для приобретения объектов застройщиков, получающих кредиты на возводимую недвижимость (в некоторых случаях устанавливаются ограничения, к примеру, чтобы не менее 60% от общей суммы кредитных средств по текущему объекту предоставили другие банки). Размер первого взноса и процентные ставки сравнительно с базовыми могут быть существенно снижены.